Caresse Crosby: рождение легенды.
«Всегда да» - было девизом изобретательницы, гедонистки и писательницы Каресс Кроссби.
«У неё есть все задатки легенды», — пишет ее биограф и правнучка Тамара Колчестер. «Однако история не решила запомнить ее такой».
78 лет жизни Каресс охватили два века, два континента и две мировые войны, а также три яркие любовные истории.
Кросби изобрела современный бюстгальтер, основала новаторский печатный станок и всемирную организацию мира, а в 1935 году устроила самую легендарную вечеринку в Нью-Йорке — бал сюрреалистов.
Рожденная Мэри Фелпс Джейкоб в 1891 году, юная Каресс, казалось, была обречена на спокойную жизнь, вышла замуж за богатого Ричарда Пибоди, родила двоих детей и погрузилась в социальный водоворот высшего класса Бостона.
В 1910 году, разочаровавшись в тесноте своего корсета из китового уса, она позвала горничную и сшила вместе два носовых платка и розовую ленту, чтобы отправиться на званный вечер. И тем самым создала прототип бюстгальтера!
В те времена ограничительный, тугой чехол для корсета уплощал и сжимал большие груди вместе в единую моногрудь. Корсет был затянут так, чтобы сделать талию максимально тонкой, а туловище женщины держалось очень прямо. Он был очень тесным, и в нем было бы трудно чувствовать себя комфортно. После танца изобретательницу окружила толпа других девушек, которые хотели знать, как она двигается так свободно, и когда на следующий день она показала свою новую «одежду» друзьям, все они захотели ее.
Полли подала заявку на патент на свое изобретение 12 февраля 1914 года, а в ноябре того же года Управление по патентам и товарным знакам США выдало ей патент на бюстгальтер без спинки. Полли сравнила свой дизайн с чехлами для корсета, которые закрывали грудь, когда женщина носила низкий корсет.
В ее дизайне были бретельки, которые прикреплялись к верхнему и нижнему углам одежды, и шнурки с запахом, прикрепленные к нижним углам, которые завязывались спереди женщины, что позволяло ей носить платья с низким вырезом сзади. Наша героиня писала, что ее изобретение «хорошо адаптировано для женщин разного роста» и «настолько эффективно, что его могут носить люди, занимающиеся тяжелыми физическими упражнениями, такими как теннис».
Ее конструкция была легкой, мягкой и удобной для ношения и естественным образом разделяла грудь, в отличие от корсета, который был тяжелым, жестким и неудобным и создавал эффект единой или «одногрудой».
Каресс получила первый патент на современный бюстгальтер, который она в конце концов продала за гроши компании Warner Brothers Corset Company, что впоследствии заработала миллионы.
Тем временем, жизнь легенды изменилась в 1920 году с появлением молодого солдата, который был на семь лет моложе ее.
Это был Гарри Кросби, 22-летний герой войны, богатый потомок известной бостонской семьи и племянник JP Morgan.
Они направились в Париж, уже ставший домом для самых диковинных выходок, известных веку, но Кросби превзошли их всех. Гарри устроился на работу в JP Morgan, и каждое утро Каресс возила его на работу вдоль Сены в красном каноэ — «полезно для груди!» Работа в банке длилась недолго - вместо этого пара отправила старшему Кросби телеграмму, в которой говорилось: «Пожалуйста, продайте акции на сумму 10 000 долларов. Мы решили вести безумную и экстравагантную жизнь».
И что за жизнь – среди их друзей были Сальвадор Дали, Пикассо, Константин Бранкузи, Джеймс Джойс, Д. Х. Лоуренс, Эрнест Хемингуэй, Уолтер Берри, Анри Картье Брессон, Макс Эрнст, Анаис Нин и все студенты Академии изящных искусств. Они основали типографию — Black Sun Press — сначала для публикации своих сборников любовной поэзии друг для друга, а затем расширили свой репертуар, включив Джойса — с иллюстрациями Бранкузи — Лоуренса, Кей Бойл, Эзры Паунда и Харта Крейна.
По настоянию мужа Полли взяла имя Caresse в 1924 году. В 1925 году они начали публиковать свои собственные стихи под названием Éditions Narcisse в изысканно отпечатанных томах ограниченным тиражом.
Молодожены предпочитали принимать гостей в постели, одетые в великолепные халаты, а между ними их гончие Нарцисс и Клиторис, все четверо с позолоченными ногтями на пальцах ног и увешанные драгоценностями.
Шампанское и икра подавались до того, как все раздевались и принимали общую ванну. Они курили опиум, имели множество романов, путешествовали по миру, писали стихи, раздражали Эдит Уортон и тратили деньги.
Если встреча с Гарри была первым поворотным моментом в жизни Каресс, то его смерть — вторым.
После его смерти Каресс расширила Black Sun Press, сделав новаторский шаг в выпуске немодных тогда изданий в мягкой обложке с работами Эзры Паунда, Хемингуэя, Эрнста, Дороти Паркер и Уильяма Фолкнера. На пороге войны она вернулась в Штаты, начала и разорвала брак с алкоголиком, который был на 18 лет моложе ее, пережила продолжительный роман с актером-боксером Канадой Ли и короткий роман с Бакминстером Фуллером.
Она также принимала Сальвадора и Галу Дали на печально известном балу Onirique 1935 года и поселила Генри Миллера и Анаис Нин в своей нью-йоркской квартире, по общему мнению, научив их писать эротику.
После войны вернулась в Европу и в 1950-х годах купила Роккасинибальду, полуразрушенный итальянский замок 15-го века под Римом, который она превратила в коммуну художников и центр мира во всем мире. Искренняя политическая активность сочеталась с ее любовью к расточительности: ее возили по территории замка в паланкине, спроектированном Бакминстером Фуллером, а когда она собиралась навестить дочь на Ибице, то отправляла на остров большой черный лимузин с шофером.
Дива умерла от пневмонии, связанной с болезнью сердца, в Риме в 1970 году.
Смерть Каресс была отмечена во всем мире — журнал Time объявил ее «литературной крестной матерью потерянного поколения писателей-экспатриантов в Париже». В то время, когда роль женщины была четко определена и контролировалась, Каресс не просто отвергала гендерные ограничения, она действовала так, как будто их вообще не существовало. Она провела 78 лет, играя в пинбол по всему миру, меняя личности, живя ярко, и игнорируя препятствия с целеустремленным воодушевлением смелых и чрезвычайно богатых. И прожила достаточно долго, чтобы увидеть, как многие начинающие писатели, которых она взрастила в 1920-х годах, стали известными и признанными авторами.
Изобретенный ею бюстгальтер претерпел ряд трансформаций и стал эталоном нижнего белья для женщин во всем мире.
Эта яркая, гениальная, творческая личность вдохновила нас.